После чтения замечательных стихов мне часто хочется парить в небесах, а потом, когда снова возвращаюсь на землю, я начинаю думать о психологии, о детях и о земных проблемах. Это моя жизнь, моя профессия. Я – детский психолог.
И сегодня хочу поделиться своим опытом, приобретенным в Лондоне, работая с двуязычными детьми. Эта заметка обращена к родителям, чьи дети говорят по-английски и здесь в Англии изучают русский язык: в одной из субботних школ, или при церкви, или с частным репетитором.
Я попробую в нескольких словах ответить на вопрос: «Что надо сделать, чтобы ребенку было интересно изучать русский язык не только на уроках, когда он находится в компании сверстников или в присутствии талантливого педагога, но и на протяжении всех оставшихся дней недели? Как помочь ему? Как поддержать? Как зажечь огонек любознательности?»
Существует много всяких способов заинтересовать ребенка чем-то, увлечь его. Все зависит от наличия свободного времени родителей, их творческих способностей, изобретательности и желания экспериментировать. Вот, к примеру, давайте рассмотрим самый простой и самый прозаический способ увлечения ребенка изучением языка с помощью формирования позитивного отношения родителей к домашним заданиям. А почему нет?
Согласны ли вы, что ваш авторитет очень велик для ребенка (особенно, если ребенок младше семи – восьми лет)? Тогда, если сын или дочь видит, что родители серьезно относятся к домашним заданиям, он или она будет также серьезно относиться к ним. Если ребенок замечает, что родители с интересом открывают его рабочие тетради, с увлечением задают вопросы, а потом с гордостью рассказывают другим взрослым (конечно же, в присутствии ребенка) о том, что изучает малыш, ребенок будет тоже проявлять интерес к домашним заданиям. Именно поэтому, составляя задания, педагоги часто просят прочитать ребенку стихотворение, задать вопросы по картинке или поиграть в игру. Я знаю, многие из вас используют эту уникальную возможность поговорить с ребенком по-русски. И ничего страшного, если он что-то не поймет и сделает неверно. Главное, что в процессе выполнения домашнего задания он получил удовольствие от общения с родителем. А что может быть важнее?
Другой, более интересный способ увлечь ребенка – это регулярное чтение книг. Нет, нет, не он читает, а вы читаете ему, даже если он сам уже умеет немного читать. А если совместное чтение превратить еще и в своеобразный ритуал, то польза будет двойная. Некоторые родители жалуются, что дети не любят слушать, как им читают. Ничего страшного, тогда рассказывайте сказки и истории или пересказывайте книжки, рассматривайте вместе картинки и, при необходимости, подглядывайте в текст.
И еще несколько слов по поводу игр. Их обожают все дети! Кстати, игры можно придумывать прямо на ходу: в метро, в магазине, в ванной комнате, стоит только задаться целью. Вот одна из них. Вы и ребенок по очереди перечисляете все предметы, которые видите вокруг, начиная каждое предложение со слов: «Я вижу…», «Я вижу стол», «Я вижу цветы», «Я вижу дверь» и так до бесконечности. Называть можно только то, что вы действительно видите, нельзя повторять название одного предмета дважды (даже, если этих предметов в комнате несколько) и обязательно каждый раз надо произносить: «Я вижу…». Без этих слов игра теряет всякую привлекательность. Ну а для детей постарше, игру можно усложнить: «Я слышу…», « Я умею…», «Я хочу…», «Я чувствую…» и т.д. (Эта игра описана подробнее в книге «Шпаргалка для взрослых» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., СП б, 2002.), которую можно найти в русской библиотеке и в British Library). Интересно? Попробуйте поиграть!
А если появятся какие-либо вопросы, пожалуйста, задавайте. На них, если, конечно, они не будут слишком каверзными, с удовольствием отвечу на страницах интернет. А может быть, вы хотите поделиться своим уникальным опытом? Пишите. Я думаю, было бы очень интересно!
С уважением,
детский практический психолог,
Елена Робертс (Лютова Е.К.)

Напишите мне



Hosted by uCoz