Как модернизировать Россию?

Есть много теорий и программ модернизации России, которые выдвигают и правительство и партии, однако все они страдают на мой взгляд одним недостатком. Непонятно, кто будет кроме этих чиновников и партийных деятелей делать эту модернизацию. Может быть олигархи, которые в Бога не веруют, народ называют «быдлом», эксплуатируют чужой труд и заинтересованы только в дешёвой рабочей силе и больших прибылях, которые они тут же переводят на Запад? Только в этом году, они увели заграницу более 50 миллиардов долларов! А в общей сложности, за двадцать лет существования олигархического капитализма, это составило несколько триллионов долларов – сумма катастрофически огромная!
Или в модернизации заинтересованы те, кого эти богатеи эксплуатируют? Кто от безнадёги реальной жизни, от её бесперспективности начинает пить водку в пятнадцать лет и окончательно деградирует уже в двадцать пять лет? Есть, конечно, и другой вариант – пойти в бандиты, но и этот путь долго, не продолжиться - ли убьют в разборках, то посадят, или заставят уехать из страны, и пить горькую уже под чужим небом!
Сегодня в России нет необходимого количества людей, способных идеей модернизации вдохновиться или просто понять, какие плоды принесёт она – модернизация, для большинства живущих в нашей стране. Пять процентов, входящих в число обеспеченных людей и сегодня живут неплохо, а девяносто пять процентов оставшихся, сводят концы с концами, с завистью и злобой посматривая на тех «новых» русских, которые успели урвать от государственного «пирога».
Более того. Думаю, что не менее трети населения, и понятия не имеют что несёт с собою эта модернизация. Ведь никто не удосужился объяснить простому человеку, что он выиграет от «этой модернизации». Что, продуктов станет больше в магазинах, а в бутиках норковых шуб и рубашек от «Версаче». Так этого добра и сегодня «навалом» но мало кто способен эти приметы модерна купить, потому что у большинства денег хватает только на «продукты первой необходимости», в которые обязательно входит и водка. А тем, кто живёт в деревнях, в Сибири и на «сиверах», тому модернизация и вовсе не нужна. Как жили в деревянных избушках с дровяными печами, покосившимися заборами и туалетами в огороде, так и будут жить, даже если в Москве появятся летающие автомобили. Многим россиянам, ведь надо ещё просто пожить «по-людски», то есть так, как в той же западной Европе, люди живут уже не менее ста лет!
Так что же нам делать? Как поменять сложившуюся за столетия крепостного рабства психологию простого народа. В Советском Союзе попробовали всех сделать равными, но войны и смуты, уничтожили самых умных и самых продвинутых, а когда к власти пришли «либералы», то страна обрушилась в социальном смысле в прошлое, а самые умные предпочитают уезжать на Запад, и устраивать свою жизнь там, страшно тоскуя по России. Ведь нигде так не сказывается ностальгия, как в русских эмигрантских кругах...
И вот, пожив на «благословенном» Западе, я прихожу к выводу, что модернизацию страны надо начинать со строительства дорог и тёплых туалетов. В противном случае, мы можем только «потёмкинские деревни» создавать для приезжающих в глубинку начальников!
Каждый год с женой мы путешествуем на автомобиле по Западной Европе, и каждый год я убеждаюсь снова и снова, что в России не существует та самая «машинная» цивилизация, которая давно построена в Англии, Германии, Франции и вообще в Западной Европе и в Америке. Везде в этих странах построены асфальтированные дороги, ведущие к самой заброшенной деревне или даже к одиночному дому небольшой фермы. Количество машин соответствует количеству дорог и потому, во многих деревнях, даже нет автобусных маршрутов. Их, просто за ненадобностью отменили...
Зато, благодаря таким дорогам, любой сельский житель, в Англии например, может за час с небольшим выбраться к ближайшему супермаркету и провести там несколько часов, а то и весь день в «городской» среде, напитавшись идеями и электронными новинками. Понятие – сельский житель – вот уже несколько десятилетий, как стало достаточно условным для этой островной страны, как впрочем, и для многих стран на континенте...
И конечно, в каждой деревне и в каждом доме, здесь, на просторах Западной Европы, есть не только тёплый туалет, но и горячая вода. Это я и называю современной цивилизацией, до которой России ещё очень далеко. И когда я слышу, что российские власти, заводят разговор о Сколково, как начале модернизации в промышленности и в науке, я вспоминаю реплику одного из российских политиков, который говорил, что призыв в армию, для многих новобранцев дал шанс приобщиться к цивилизации и первый раз увидеть тёплый, смывной туалет!
А большие супермаркеты строятся в Западной Европе уже давно, в основном за пределами или на окраинах больших городов, то есть в пределах доступности, прежде всего жителей окружающих города районов, так как главными покупателями в них валяются жители пригородов и маленьких городков.
И действительно, о какой модернизации в России, может идти речь, если, имея компьютеры и интернет, многие обладатели этого электронного чуда, ходят «по нужде» в деревянные туалеты на улице, и носят воду вёдрами, или из колодца, или из отдалённой «водокачки», или уж вовсе из реки или озера. В этом, конечно нет никакой беды, а многие даже предпочитают такой строй жизни, особенно горожане на несколько дней вырвавшимися в подобный природный «оазис». Но жить так всё время не всякий согласится, и если живут и не ропщут, то только потому, что привыкли и сделать жизнь более комфортной просто нет ни желания, ни денег...
Что касается «машинной» цивилизации, то у неё есть ещё одна примечательная особенность. Владение автомобилем и управление им требует особой дисциплинированности и законопослушания. Если водитель не знает или нарушает права, то его жизнь находится в постоянной опасности и при первой же аварии нерадивый эгоистичный водитель в этом убеждается на «собственной шкуре».
Машинная цивилизация обладает, помимо всех прочих преимуществ, ещё и способностью социализации всех тех граждан, кто в ней существует. И этот социалиный аспект «машинизации», пожалуй, самый важный в этом смысле. Самый разухабистый и недисциплинированный водитель начинает понимать, что нарушение правил дорожного движения рано или поздно приведёт его в санчасть, если не на кладбище. И потому, он, этот «хулиган», постепенно превращается в образцового гражданина своей страны и даже всего мира...
Тут для воспитания ответственности и законопослушания открываются необозримые горизонты, так как недалёк день, когда автомобили, в буквальном смысле, взлетят над дорогой, и потому подчинение правилам станет уже жизненной необходимостью. Ни о каком бытовом пьянстве невозможно будет даже мечтать. И это, хоть и в дальней перспективе, явится основным методом борьбы не только с дорожными нарушителями, но и повальным пьянством в той же деревне. Ведь дураков нет, когда человек знает, что от его дурачеств могут пострадать люди и, прежде всего он сам!
Берусь утверждать, что настоящая машинная цивилизация – это ещё ступень в построении общества для всех и с равными возможностями для всех. Владение автомобилем, умение им управлять, делает социальные слои и классы менее агрессивными, потому что на «дороге», могут ехать рядом и простой слесарь «дядя Вася», и банкир, олигарх, государственный чиновник и даже бандит. Конечно машины у всех разные, но правила дорожного движения для всех одинаковы и попытка выделиться, или «подвернуть» правила под себя, часто плохо заканчивается...
Итак, прежде чем «заваривать» Сколково, надо начать строить дороги в нашем милом государстве, где издавна страдали от «дураков-чиновников и плохих дорог» И надо это делать уже сегодня, потому что европейскую цивилизацию, по нашим грунтовым дорогам уже не догнать и есть реальная перспектива останься в «обозе» навсегда!
Но для этого нужно, чтобы «вся чиновничья рать» России начала понимать, что есть социальная база модернизации, и постаралась объяснить согражданам, почему эта модернизация необходима и что она из себя представляет!
Мне всегда казалось, что многие российские госслужащие играют в управленческие игры и вместо того, чтобы заниматься благоустройством жизни российского обывателя, лезут в политику. Прежде всего, это касается губернаторов, и мэров городов. Им нужнее иметь в кабинете резиновые сапоги и рабочую робу, чтобы чаще бывать на стройках, чем костюм для визитов и разноцветные бабочки, вместо галстуков. Основная забота государственных чиновников должна заключаться в деятельном участии в построение современной среды обитания для российских граждан и в городе и в деревне. Для этого их и избирают и назначают. Но стыдно смотреть на «управленца», который не знает, откуда появляются хлебные булки и сколько стоит построить жилой дом, в той или иной области громадного российского пространства. Соответственно и избиратели должны и могут выбирать себе областных и городских руководителей среди строителей, инженеров, фермеров, а экономистов или юристов, всегда можно нанять в помощь такому управленцу – профессионалу...
И ещё одна особенность современной машинной цивилизации. Благодаря автомобилю, научные центры и экономические, промышленные базы строятся за пределами городов, в нескольких местах, куда деловые люди приезжают утром на личном авто или корпоративном транспорте, а вечером уезжают оттуда по домам. В подобной научно-технической концентрации есть своя «модернизационная» логика, которую и используют продвинутые страны на полную катушку. Таким образом, города и посёлки становятся постепенно зонами для жилья и отдыха, а для работы отводят специальные места, в которых размещают и фабрики, и заводы и научные университетские центры.
За таким современным планированием и строительством, как мне кажется, будущее, и во многих странах это будущее стараются осуществить уже сегодня. Однако мы и здесь отстаём, в силу того самого «бытового феодализма», о котором я говорил выше...
Но главная беда сегодняшней России, это система, которая называется «олигархический капитализм». На Западе, во многих странах уже давно действуют социальные системы, которые намного ближе к подлинному социализму, чем был Советский Союз времён упадка и перестройки». В той же Англии, которая казалось, есть наглядный пример «победившего капитализма», сегодня, по сути, выстроен настоящий социализм «с человеческим лицом». Образование для большинства бесплатное, точно так же как здравоохранение. Минимальная зарплата, устанавливаемая законом, такова, что больше заработной платы в России в десятки раз, а цены в магазинах, ниже, чем в Москве и на распродажах можно купить вещи за одну треть или четверть первоначальной стоимости...
Поэтому, чем скорее россияне развернутся в сторону подлинного народного социализма, разобравшись, наконец, с бессовестными олигархами, тем быстрее Россия станет на путь современного развития. Все сегодняшние реалии подсказывают нам этот путь, однако российские «реформаторы» смотрят в прошлое и соответственно все их реформы двигают страну в прошлое, вместо того, чтобы строить социальное государство, основанное на личной инициативе, но с равными возможностями в начале жизни для всех россиян.
Необходимо понять, что без социального равенства, все мечты о модернизации, о достойной жизни для простого человека, будут только маниловщиной, и обречены на громкий скандальный провал и разрушение России как государства!

Октябрь 2011 года. Лондон. Владимир Кабаков.



Hosted by uCoz