О конференции, посвящённой памяти Владыки Антония Сурожского…
I -ая Конференция
Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Библиотека-Фонд «Русское Зарубежье»
проводят 28—30 сентября 2007 года
первую конференцию, посвященную осмыслению наследия Митрополита Антония Сурожского
Будут представлены доклады, касающиеся взглядов митрополита Антония, отраженных в его проповеди, жизни, деятельности, по следующим направлениям: богословие, пастырство, молитва, душепопечение, медицинская этика, педагогика, служение христианина в современном мире, отношение к работе, творчеству и др. Докладчики рассмотрят особенности языка проповеди владыки Антония, его подхода к литературному произведению
В конференции примут участие
Елена Владимировна Белякова, историк (Москва), Федор Ефимович Василюк, психолог (Москва); Архимандрит Виктор (Мамонтов) (Латвия); Борис Аркадьевич Воскресенский, медик (Москва); Григорий Борисович Гутнер, философ (Москва); Амал Дибо, Ливан; Анастасия Александровна Журавская, филолог (Тверь); Джиллин Кроу, писатель (Лондон); Александр Иванович Кырлежев, (Москва); протоиерей Сергий Овсянников (Амстердам); Аврил Пайман, славист (Дарем); Ольга Александровна Седакова, поэт, филолог (Москва); Михаил Георгиевич Селезнев, филолог (Москва); Дмитрий Юльевич Строцев, поэт (Минск); Никита Алексеевич Струве (Париж); протоиерей Стефан Хедли (Франция); Ирина Яновна фон Шлиппе, (Лондон); Анна Ильинична Шмаина-Великанова, (Москва) и другие.
Участникам конференции будет предложено обсудить в ходе круглых столов свои представления о наследии митрополита Антония и личный опыт встречи с ним, а также направления дальнейшей работы.
Во время проведения конференции будет работать выставка фотографий и публикаций митрополита Антония, состоится презентация третьего фильма из серии «Апостол любви» (режиссер В. Матвеева)
Вход свободный
Просьба обратить внимание, что, следуя обычаю митрополита Антония, заседания будут проводится строго согласно регламенту без опоздания
Адрес оргкомитета: likvintseva@bfrz.ru
Москва, ул. Нижняя Радищевская д. 2, м. Таганская
Все подробности будут публиковаться на форуме сайта: www.metropolit-anthony.orc.ru и на сайте www.bfrz.ru


Елена Владимировна Белякова, историк (Москва)
ХIII МЕЖДУНАРОДНЫЕ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 24-26 мая 2007 г.
Кандидат исторических наук Елена Владимировна Белякова, старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви Российской Академии наук, выступила с докладом «Каноническое право и современность». Ее основная мысль – наследие синодального периода прорастает в современную церковную жизнь именно теми отрицательными сторонами, с которыми пытался бороться Поместный Собор 1918г. Это и восстановленная практика перемещения священников без согласования с приходом, и рост церковного чиновничества и воссозданные формы церковного суда, которые снимают с епископа ответственность, но, как и в синодальный период, не дают возможности защиты обвиняемому и не оставляют места гласности. Е.В.Беляклва напомнила о том, что еще будущий патриарх Сергий Страгородский предупреждал об опасности «подсовывать совершенно другие понятия под слова, употребляемые в канонах» и применять церковные каноны как юридические статьи.

Федор Ефимович Василюк, психолог (Москва);
Окончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. С 1978 года - учеба в аспирантуре при факультете психологии. Научное руководство диссертационным исследованием осуществляет А.Н.Леонтьев, на завершающей стадии - В.П.Зинченко. В 1981 году защищает кандидатскую диссертацию по проблеме преодоления критических ситуаций. По окончании аспирантуры работает психологом в Крымской областной психиатрической больнице. В этот период создает здесь психологическую лабораторию. С 1985 года принимает участие в организации социально-психологического центра в городе Симферополе, с 1987 года - сотрудник этого центра. В 1988 году переезжает в Москву и начинает работать в Центре наук о человеке при Президиуме АН СССР. В 1990 году организовал Центр психологии и психотерапии. В 1991 году создает новое профессиональное издание - "Московский психотерапевтический журнал" - и с 1992-го становится главным редактором этого журнала. С октября 1993 года - сотрудник Психологического института РАО, с 1994 - заведующий лабораторией научных основ психотерапии и психологического консультирования. В этом же 1994-м году (совместно с В.Н.Цапкиным) открывает факультет психотерапии и консультирования при Международном психологическом и образовательном колледже. В 1994-1996 гг. факультет - впервые в нашей стране - реализует долговременную программу последипломной подготовки по психотерапии на базе высшего психологического образования. С 1996 года участвует в создании МГППИ и становится деканом факультета психологического консультирования. Область научных интересов: развитие психотехнической методологии, теории сознания и переживания, теории и методы психотерапии, проблемы взаимоотношений психологии и христианства.
Ф.Е.Василюк - автор многочисленных работ, среди которых:
Психология переживания. - М.: МГУ, 1984;
К проблеме единства общей психологии // Вопросы философии. 1986, № 10. С. 76-86;
От психологической практики к психотехнической теории // МПЖ. 1992, №1. С. 15-32;
Структура образа // Вопросы психологии. 1993, № 5. С. 5-19;
На подступах к синергийной психотерапии: история упований // МПЖ. 1997, № 2. С. 5-24.

Архимандрит Виктор (Мамонтов) (Латвия) - настоятель Свято-Евфросиниевского храма в г. Карсава (Латвия). Родился в 1938 г. на Дальнем Востоке. По светскому образованию - литературовед, закончил Южно-Сахалинский педагогический институт. Иноческий путь начал в Свято-Успенской Почаевской лавре по благословению своего духовного отца архим. Серафима (Тяпочкина). В 1980-е годы при митрополите Леониде (Полякове) был духовником Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря. Автор статей и воспоминаний по истории Русской Церкви, в которых особое внимание уделено опыту новомучеников и исповедников Российских XX в.



Борис Аркадьевич Воскресенский, медик (Москва)— доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии Российского государственного медицинского университета, профес¬сор кафедры клинической психологии Московс¬кого городского психолого-педагогического уни¬верситета, преподаватель Свято-Филаретовского института. Кандидат мед. наук. Область интересов - психические расстройства и религиозный опыт. Автор статей и докладов по клинической психиатрии и психотерапии,} научно-популярных работ по проблемам психи¬ческого здоровья. Автор учебного пособия по об¬щей психопатологии и статей по методике преподавания.

Григорий Борисович Гутнер, философ (Москва);
31.01.2007 г. состоялось заседание секции «Христианство и наука» XV Международных Рождественских чтений Свой доклад «Эсхатологический аспект научной рациональности» представил преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института к. филос. н., Григорий Борисович Гутнер. Он предложил увидеть в науке не только теории и мировоззренческие проблемы, но «людей и их общение, в котором существуют нормы и ценности, являющиеся своего рода трансформацией более глубоких, личностных и коммуникативных норм, связанных с христианской этикой». Докладчик подчеркнул, что ученые в своей деятельности «подспудно руководствуются неким идеалом универсальности, завершенности полноты знания, который принципиально не осуществим в исторической перспективе, и которого наука сама по себе не может достичь никогда. Но этот идеал выступает как императив научной деятельности. И этот парадокс — это собственно парадокс христианской этики, которая с одной стороны живет уже в некой полноте Божественного присутствия, полноте осуществленности Истины, а с другой стороны находится в состоянии становления и в реальной исторической перспективе всегда в незавершенности»

Амал Дибо, Ливан

Анастасия Александровна Журавская, филолог(Тверь)

Джиллин Кроу, писатель (Лондон)

Александр Иванович Кырлежев, (Москва)- родился в 1957 году в Москве. Окончил библиотечный факультет Московского государственного института культуры (1979), после службы в армии – Московскую духовную семинарию (1985). Сотрудник редакции "Журнала Московской Патриархии" (1985-1990). Соучредитель и заместитель директора (1990-1996) "Центра по изучению религий", занимавшегося организацией религиозных образовательных программ, а также переводом, изданием и распространением современной богословской литературы (книги митрополита Сурожского Антония, Хр. Яннараса, А. В. Карташева, Г. Флоровского, Н. Афанасьева, П. Евдокимова, О. Клемана, П. Пупара, Э. Жильсона и др.). С начала 90-х выступал как публицист со статьями на религиозные и религиозно-общественные темы в российских и зарубежных периодических изданиях, позднее – в интернет-изданиях. Ответственный секретарь "Церковно-общественного вестника" (выходил в 1996-1997 в качестве приложения к газете "Русская мысль"). Автор и ведущий еженедельных передач на радио "София" (1996-2002). Главный редактор Интернет-портала "Религия и СМИ" (2002-2003). Автор ряда статей о богословии в "Новой философской энциклопедии" (2000), а также книги "Власть Церкви" (2003). Член редколлегии и постоянный автор журнала "Континент". Член редколлегии сборника "Богословский труды" и научный консультант Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Преподаватель кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Протоиерей Сергий Овсянников (Амстердам)- Родился в России. Окончил Ленинградскую духовную семинарию. Женился на Е. А. Фоогд. Рукоположен во диаконы в России. Переехал в Голландию. Священник. Настоятель Свято-Николаевского прихода в г. Амстердам (Голландия) после ухода на покой протоиерея Алексия Фоогда. Проживает в Амстердаме.
Армия, узилище, глухая деревушка, дальнее зарубежье - вот вехи пути, по которому он пришел к Господу...
НИКАКИХ куполов и крестов. Простенькая, выкрашенная голубой краской дверь, на которой прибита иконка. Я сразу и не догадалась, что в центре Амстердама стою перед входом в
православную церковь. Еще больше удивилась, когда узнала, что это здание купили сами священники и прихожане, что всю неделю батюшки работают и лишь по выходным проводят службы в храме. Мне давно хотелось поговорить со священником. Спросить, как в
нашем суматошном мире к вере приходят сами служители алтаря.
Поговорить хотелось, но в Москве как-то не представлялся случай. А здесь, в этом необычном храме, все получилось легко и естественно.
Протоиерей Свято-Никольского прихода Московского патриархата отец Сергий ОВСЯННИКОВ принял меня в оговоренное время в церковной библиотеке.

В ТЮРЬМЕ МНЕ, КАК НИ СТРАННО, ПОНРАВИЛОСЬ.

- СОМНЕНИЯ? - переспросил он без тени удивления. - Еще какие. Вот мой учитель, владыка Антоний Сурожский, под влиянием которого я, собственно, и решился принять сан священника,
рассказывал мне, как четырнадцатилетним мальчиком пришел в отчаяние от своего неверия, в такое отчаяние, что даже хотел покончить с собой. И тогда он открыл Евангелие и сказал: "Бог,
если Ты есть, я хочу это почувствовать. А если нет... То и жить не стоит". Он не захотел объяснять, как именно, в каком образе он увидел или просто почувствовал Бога, но почувствовал настолько ясно, что остался жить.
- А вы всегда верили?
- Нет. Я пришел ко Христу в тюрьме. Было это в 1972 году. Я служил в армии и обхамил замполита. Сказал что-то в том духе, что наша армия никуда не годится, что она должна быть
профессиональной, как в США. И меня, что называется, упекли. В тюрьме, как ни странно, понравилось. Жизнь там была настоящая, непридуманная. Днем нас водили на работу в детский садик колоть дрова. А там сердобольные нянечки: навалят тебе целую тарелку манной каши с маленьким кружочком масла посреди... Но потом я попал в одиночку. Сказал в общей камере, что мне в тюрьме хорошо, ну и кто-то донес. Одиночная камера - это серьезно. Полчаса прогулки в день во внутреннем дворе. И полное, абсолютное одиночество, тишина, от которой звенит в
ушах. Вы не представляете, как в такой ситуации, а главное - с какой скоростью разлагается интеллект. Я боролся, как мог. Декламировал вслух стихи. Пытался вспомнить все, что когда-то
проходил по математике. Физически я выйти на свободу не мог, значит надо выйти на свободу духовно. А Христос ведь звал за собой тех, кто хотел быть свободным...
- В одиночной камере вы и решили стать священником?
- Конечно нет. Я даже не понял, что пришел к вере. Это осознание появилось много позже, когда я впервые открыл Евангелие. А в одиночке я обнаружил в себе уголок, до которого не могли добраться тюремщики, над которым они были не властны. И стало очень легко...Скоро меня демобилизовали. Но поиски свободы, а вместе с ними и поиски Бога продолжались. Собственно, они идут и по сей день...

ЖЕНИТЬБА ПЕРЕВЕРНУЛА ЖИЗНЬ...

Я ПОСТУПИЛ в семинарию даже не для того, чтобы изучать богословие. Хотел понять, прочувствовать православие не только как веру, а как жизненную практику. Окончив семинарию, стал преподавать в Духовной академии. Но потом в моей жизни все перевернулось, потому что решился жениться на иностранке.
- Как вы познакомились?
- Алена, наполовину голландка, приехала в Ленинград изучать церковное пение. Этого брака мне не простили. То есть меня не то чтобы уволили из академии, просто преподавательских часов
вдруг не стало - кончились... И мы уехали в глухую деревню Вырицу, где я получил место дьякона. Там и состоялось мое посвящение в священнослужители. Но через пару лет стало так тоскливо, что захотелось оттуда выбраться. Друзья сделали приглашение в Лондон. Письмо в соответствующих инстанциях просто проигнорировали. Но друзья у меня были активными. И следующей бумагой, которая пришла из Лондона, было уже персональное приглашение от архиепископа Кентерберийского, где говорилось, что если меня не выпустят, то третье приглашение напишет уже сама Тэтчер. Угроза подействовала, и в 1988 г. мы уехали. В Лондоне и произошла моя встреча с митрополитом Антонием Сурожским. Я бы сравнил его с Сократом. "Я знаю, что ничего не знаю", - говорил Сократ. И этим он научил мыслить целые поколения философов. "Я не умею молиться", - говорил владыка Антоний. И научил таким образом молиться множество людей. В том числе и меня... "Неужели вы не понимаете, как велик человек? - говорил митрополит. - Он так велик, что Бог может стать человеком и при этом человек остается собой..." После такой беседы уже невозможно было жить так, как прежде...
- А это очень страшно для священника - первая исповедь, которую он слушает?
- Действительно так - очень страшно. Хорошо еще, что владыка Антоний готовил меня. Он говорил, что мне предстоит спуститься вместе с пришедшимна исповедь человеком в такие подземелья человеческой души, о которых я и понятия не имею. А потом вместе с этим человеком надо совершит
russianalbion@narod.ru
  Ирина Яновна фон Шлиппе, (Лондон) Во время Второй мировой войны в возрасте шести лет была депортирована из Советского Союза в Германию. Проживала в Берлине. После войны переехала в Марокко, затем во Францию и, наконец, в Великобританию. Работала переводчиком в университетах, затем на Русской службе Би-Би-Си. В течение 23 лет преподавала русский язык и литературу. Прихожанка кафедрального собора Успения и Всех Святых в Лондоне с 1961 г. Была членом Приходского совета Успенского собора в Лондоне. Одна из основательниц (около 1990 г.), член совета директоров и руководитель программ для Санкт-Петербурга и Северо-Запада России православного благотворительного Фонда св. Григория (St Gregory''s Foundation), оказывающего помощь благотворительным организациям. В 2000-х гг. член епархиальной ассамблеи (консультативный орган Сурожской епархии - Sourozh Diocesan Assembly) Московского Патриархата (Великобритания). Закончила филологический факультет в Сорбонне (Париж), лингвист, владеет четырьмя языками. 13 лет журналист на Би-би-си, записала несколько радиопередач с владыкой Антонием Сурожским.
Владимир Борисович фон Шлиппе
Физик, д.ф.-м. наук, в настоящее профессор С.Петербуржского университета. Оба супруга, с момента переезда в Англию являются прихожанами Успенского собора в Лондоне и длительное время были духовными чадами митрополита Антония Сурожского.
Интервью «Невскому времени» 10.08.2005 г.
"Я лучше говорила по-немецки, чем моя мама. А она такая маленькая была, совсем как девочка. Я придумала легенду: мы с сестрой (за сестру вполне мама сходила) отстали от поезда, нам нечего есть. Я эту легенду громко рассказывала на вокзале в немецком городе, где мы оказались в войну. Люди верили. У меня немецкий был намного лучше, чем у мамы. Есть нам давали. Так мы не пропали тогда. Мне и в приюте в Германии в ту пору пожить довелось..." - говорит Ирина Яновна фон Шлиппе.

Она просто готовая героиня для фильма или книги. Но она и не жаждет славы. Слишком много дел. Вот недавно увидела свет книга "Школа жизни", предназначена она для выпускников детских домов. На первый взгляд к чему писать о том, как сервировать стол, как посещать почту или сберкассу, как за квартиру и телефон платить. Но для выпускников детских домов такой учебник жизни не просто нужен, а необходим. Это оценили и сами ребята из Сиверской школы-интерната, которые были первыми читателями "Школы жизни". А при чем здесь Ирина Яновна? Британский Фонд Святого Григория, который она представляет, давно поддерживает Сиверскую школу-интернат, помог фонд наряду с Европейским союзом и в издании "Школы жизни". А еще Фонд Святого Григория в лице все той же Ирины Яновны вместе с Институтом раннего вмешательства поддержал создание документального фильма "Подорожник". Главный герой этого фильма и сценарист его - Юрий Кузнецов, петербургский журналист, человек непростой судьбы: инвалид с детства, отказной мальчик оказался в детском доме для необучаемых, все преодолев, сумел получить образование, создал общественную организацию молодых инвалидов, газету, создал сам себя, выстроил свою судьбу. Юрий в фильме "Подорожник" размышляет о судьбах таких, как он.
Ирина в свое время закончила Сорбонну, лингвист, владеет четырьмя языками. 13 лет работает журналистом на Би-би-си. А сейчас вместе с мужем занимается благотворительностью - делом жизни. Переехав из Франции в Англию, они стали прихожанами Успенского собора в Лондоне, духовными чадами митрополита Антония Сурожского.
Ирина Яновна может много рассказывать еще об одном начинании - помощи православному приходу в Карелии, где священник Лев Большаков, в прошлом физик и археолог, создал для подростков археологический лагерь. В этом году ребята отправились на Лычный остров, где сохранились церкви XVII-XVIII веков и старинные деревянные дома.


Анна Ильинична Шмаина-Великанова (1955 г.) живет в Москве, преподает в Центре изучения религий РГГУ историю иудаизма, историю толкования Ветхого Завета, раввинистическую литературу и библейский иврит. В Библейско-богословском институте ап. Андрея преподает те же дисциплины, а также раннехристианскую литературу.

МЕСТО СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ В ЖИЗНИ БЛАГОЧЕСТИВОГО ИУДЕЯ В ЭПОХУ РАННЕЙ ЦЕРКВИ

Читая в первый раз Евангелие, мы бываем поражены количеством цитат из Ветхого Завета, встречающихся как в ткани повествования, так и в притчах и прямых речениях Спасителя. Вообще беседа между персонажами в текстах Евангелия строится на цитатах из Ветхого Завета, намеках: один говорит, подразумевая некую цитату, другой отвечает, тут же понимая, какую цитату он имеет в виду («Какая заповедь наибольшая в Законе?»). Естественно задать себе вопрос: диктуется ли это задачей повествования или в какой-то мере отражает реалии той жизни, того периода в истории, когда этот текст складывался? Именно об этом мне хочется сказать несколько слов: в какой мере Писание пронизывало жизнь иудея той эпохи.
Тосефта Киддушин (это очень важное для понимания жизни еврейской общины место в Талмуде) гласит: «Что обязан сделать отец для сына? Он обязан сделать ему обрезание, обучить Торе, дать ремесло и женить». Это правило записано, разумеется, не ранее III в., но скорее всего традиция, в нем отраженная, сложилась до Р. Х. Обязанность в данном случае означает, что сын может обратиться, например, к членам синедриона и сказать: «Он не обучил меня Священному Писанию, он не сделал ничего для этого», – и тогда отец должен будет исправить положение.
Талмудическая традиция сохранила для нас дебаты мудрецов о том, с какого возраста надо начинать учить ребенка Закону. Об этом рассказывается в трактате Вавилонского Талмуда Бава Батра. Судя по нему, система обучения Торе складывалась постепенно. Первоначально ребенка обучал отец в том возрасте, когда он считал это нужным. Если у него не было отца, или отец этого не делал, он не знал Писания. Затем (по-видимому, в ранний хасмонейский период, около 120 г. до Р. Х.) возникли в Иерусалиме школы для обучения святому языку и Торе. Но привести туда сына должны были родители, и если они не могли этого сделать, то дети не учились. Поэтому мудрецы постановили, что такие школы должны быть в каждой области, но и туда доставить маленьких детей было трудно. Часто мальчики приходили учиться лет в шестнадцать, и законоучители сочли, что это поздно. «Пришел Иегошуа бен Гамла (это очень существенно для нас, потому что он был первосвященником между 35 и 70 годами I века) и постановил: в каждом городе и городке, в каждом селе и деревне должны приводить мальчиков, достигших 6-летнего возраста, и обучать их, и обучать бесплатно». Был введен специальный налог, который распределялся по всем общинам таким образом, что каждый человек мог учить своего ребенка бесплатно, а община – нанимать учителя. Необходимо заметить, что эта радикальная реформа (в трактате Кетубот Иерусалимского Талмуда она приписывается не Иегошуа бен Гамле, а мудрецу Шимону бен Шетаху, жившему в первой половине I в. до Р. Х.) приближает систему обучения Торе в Израиле к современным представлениям о всеобщем обязательном и бесплатном образовании. Но это не означает, что традиция семейного обучения чтению Священного Писания заглохла в иудаизме. Такое обучение соседствовало со школьным. «Начал сын разговаривать, – говорится в трактате “Хагига”, глава 1, лист 2, – отец учит его “Шма…” (то есть символу веры “Слушай, Израиль...”), Торе и святому языку (ивриту)». Одновременно первые слова: те прибаутки, сказки, песни, которые отец сказывает сыну, когда он только начинает разговаривать, – уже должны включать обучение Торе. Мудрецы стремились привить народу веру в то, что обучение ребенка Торе должно быть высшей ценностью для родителей, как сказано в трактате Шаббат: «Мир существует лишь благодаря дыханию детей, изучающих Тору». На фоне такого пристального внимания к изучению Священного Писания складывается и христианская традиция.
Как обучались? О практическом обучении мы знаем довольно мало. Читали вслух, вся методика была основана на запоминании наизусть, и в конце концов человек должен был знать Писание (как теперь бы сказали), как сверхреферентный текст, то есть не только наизусть весь текст, но наизусть со всеми традиционными ассоциациями, с толкованиями на толкование. Беседовали два мудреца, и один говорит: «Если бы – сохрани нас от этого Господь – Тора исчезла из мира, я мог бы всю ее (в данном случае имеется в виду не только все Пятикнижие, а все, что в этот момент составляло канон) сам воссоздать до последнего слова». Другой говорит: «Не хвались этим, потому что это должен уметь каждый ученик. Но мог ли бы ты, если бы мы все померли, все, что уже накоплено в устной традиции, повторить и воссоздать один?» То есть каждый из мудрецов, изучающих Священное Писание, должен был знать все, что сделали все остальные и до него, и в его время. И все, что происходило в жизни человека, в быту, должно было соотноситься со Священным Писанием. Никакое событие в жизни человека не рассматривалось как автономное от Священного Писания, не имеющее к нему отношения.
Если мы под этим углом зрения посмотрим на некоторые отрывки из Евангелий, то заметим, что описанная в них реальность вполне укладывается по стилю обращения с Писанием в рамки нашего представления о месте Торы в жизни благочестивого иудея той эпохи. Я хотела бы привести один пример того, как разрешается какой-нибудь вопрос в Талмуде и как он разрешается в Евангелии. Все мы помним, конечно, как в Евангелии от Луки законник спрашивает: «Кто мой ближний?» – и Спаситель не перечисляет список ближних и неближних, а рассказывает странную историю – притчу о милосердном самарянине. То есть в ответ на конкретный, практический вопрос о том, как исполнять некую заповедь в Законе, следует художественный рассказ, создающий ситуацию. Сопоставим с этим беседу в трактате Санхедрин о том, как понимать стих из Псалма (Пс.10:3 по еврейскому тексту): «Корыстолюбец, благословляя, кощунствует».
Рабби Элиезер бен Яаков спрашивает, как понимать слова «корыстолюбец, благословляя, кощунствует». То есть вопрос задается тоже конкретный по поводу текста, и сохраняется такая же, как в приведенном отрывке из Евангелия, живая беседа. Рабби Элиезер бен р. Йосе Глили пробует ответить теоретически: «Может быть, под корыстолюбцем следует понимать человека, который в душе алчет каких-то материальных благ, а при этом благословляет, для чего должно быть совсем другое душевное настроение...». Но мудрецов не удовлетворяет этот ответ. Они говорят: «Придумаем притчу, чему это подобно». И дальше возникает целое маленькое художественное произведение. Человек украл у соседа мешок муки. Он испек субботний хлеб, халу. Он дал детям этот хлеб и произносит благословение. Когда он благословляет, он кощунствует. Он кощунствует не тем, что украл мешок муки. Это грех, но по-человечески понятно. Он кощунствует не тем, что он испек халу: дети не виноваты в том, что он вор, – они должны питаться и праздновать субботу. Он кощунствует в тот момент, когда произносит установленное благословение над ворованным. Ешь, но ешь с сокрушением. Надо оговорить, что этот вывод сделан мной – в трактате Санхедрин нет никакого этического поучения, там только рассказана притча. Этот случай, конечно, не единичный. Скорее, это правило: задается вопрос, и ответом на него является притча с неочевидным, но подразумевающимся выводом.
Я думаю, что из этого видно, что, подобно тому, как вся умственная и словесная ткань новозаветных текстов пронизана ассоциациями, образами Священного Писания, так же она должна была пронизывать жизнь каждого человека той эпохи. Конечно, когда мудрецы Израиля говорили «каждый», они подразумевали только учеников мудрецов. В действительности большинство людей (крестьян, ремесленников, воинов) ничего не знали, но в поле зрения культурной традиции они почти не попадали. Если же речь идет о той культурной традиции, которая отражена в Талмуде и мидрашах, то она была полностью насыщена Священным Писанием.


Владимир Кабаков

О конференции, посвящённой памяти Владыки Антония Сурожского…


Прошло уже почти пять лет со дня кончины Митрополита Антония Сурожского…
Сегодня о нём сделан фильм, издаются его труды, как отдельными книгами, так и двухтомным сборником. В Москве фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и библиотекой-фондом «Русское Зарубежье» проводится конференция в память Владыки Антония. Принимают участие и выступают на конференции достойные люди, однако, странно, что из Сурожской Епархии, никто не был приглашён на эту конференцию и организовывают её люди, которые совсем недавно, ушли в «раскол», нарушив один из главных заветов Митрополита Антония, который он не раз настойчиво повторял - что бы не случилось необходимо сохранять верность Московскому Патриархату и Русской Православной Церкви. Наверное, этим можно объяснить и то, что конференция проводится не в Лондоне, где жил, пастырствовал и умер Владыка Антоний, а в Москве, где никто не знает подробностей и правды раскола, а есть люди, для которых Митрополит Антоний Сурожский, был символом возрождения Русского православия и которые, ничего не подозревая, дали согласие участвовать в этой конференции.
Настораживает, что группа людей, занимающаяся организацией конференции, судя по их поведению, «приватизировала» духовное наследие Митрополита Антония, пользуясь и оправдываясь тем, что они были близки к Владыке в последние годы его жизни.
И создаётся впечатление, что, монополизируя право на память о Владыке, как большом Учителе и духовном Пастыре, эти люди делают это не из соображений почитания памяти Митрополита, но из мирских расчётов, не из христианских, Божьих побуждений, а руководствуясь определённого вида идеологией и собственными материальными интересами.
Их поведение можно было бы оправдать, тем что их близость к Владыке, была для них опасна и они тем самым рисковали бы своим жизненным благополучием, общаясь с ним. Но это не так, так как Владыка был почитаем всем православным сообществом и был одним из известнейших представителей Русской Православной Церкви, не только в России, но и за рубежом, в Западной Европе и во всём христианском и религиозном мире… Напомню, что Митрополит Антоний Сурожский, долгое время был экзархом РПЦ в Западной Европе, и вместе с тем возглавлял Сурожскую епархию Московского Патриархата, в Великобритании до самой своей смерти на восемьдесят девятом году жизни…
И тут мы подходим к феномену, проявлявшемуся прежде и в наши дни…
Этот феномен – политизация обыденной жизни и перенос идеологической борьбы, происходившей во времена холодной войны, к сожалению, продолжающейся и сегодня, даже в христианские отношения.
Во многих случаях, раскольническая деятельность в русской Православной Церкви, особенно за рубежом, обусловлена не только мирскими устремлениями и заботами лидеров раскольников, особенностями их характеров, но спровоцирована желанием угодить «власть имеющим», политикам», то есть Кесарю. Однако, сегодня во всём мире началось собирание русских православных христианв одну общину, под руководством Русской Православной Церкви Московского патриархата.
Тому свидетельство недавнее воссоединение в совместном евхаристическом служении Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за рубежом. Поведение же некоторых прихожан в Сурожской епархии, во главе с Владыкой Василием резко противоречит начавшемуся объединению…
У всех на памяти недавние события в Сурожской епархии, когда часть прихода Собора Успения Божьей Матери и Всех Святых в Лондоне, вдруг, решила перейти под омофон Константинопольской Патриархии вопреки воле подавляющего большинства русскоговорящей общины. Сделано это было тайно, без разрешения на то Московского патриархата и главное без согласия остальных членов прихода.
Оправдывались эти действия идеологическими спекуляциями, суть которых, если отбросит лицемерную риторику, сводилась к привычным формулировкам обывательского, безрелигиозного, фарисейского сознания лидеров раскольников - «Понаехали тут всякие!», то есть противопоставление себя, как «продвинутых» членов Русской Церкви, «отсталым» и «неправильно» верующим, недавно приехавшим в Англию, новым членам приходов Сурожской епархии. При этом раскольники, лицемерно использовали имя и авторитет умершего Владыки Антония, толкуя на свой лад некоторые высказывания Владыки Антония, полагая, что остальная часть русскоговорящего прихода безропотно согласиться с ними…
Но конечно это было не так и не могло быть так…
Тогда, используя юридическое крючкотворство, «раскольники» решили действовать в двух направлениях. Во-первых, они хотят через светский суд, оттягать сам Храм и все принадлежащие епархии счета и материальные ценности, а во-вторых, представить себя подлинными наследниками памяти и трудов Владыки Антония Сурожского…
К сожалению, сегодня, такое лицемерие и фарисейские методы, очень распространены в среде российской «образованщины» пытающейся изображать себя религиозными людьми и как бы стали приметой времени, а точнее безвременья, воцарившегося в душах некоторых наших нынешних и бывших сограждан, которые вдруг почувствовали себя сливками общества, как сегодня говорят «элитой».
Это в определённом смысле и конфликт поколений, и продолжение той идеологической борьбы, которая велась долгие годы против Русской Православной Церкви из–за рубежа. В одном из своих рассказов, Владыка Антоний вспоминал, что во время войны, в оккупированном Париже, представители духовенства русской православной церкви за рубежом служили молебны за победу гитлеровского оружия над Советской Россией. А когда он прибыл в Лондон и пришёл в гости к священнику из РПЦЗ, тот отказался с ним разговаривать и повёл себя очень дерзко.…
Если разбираться в сути конфликта возникшего уже в наше время, в нашем приходе, то он сводится к противостоянию старых членов прихода, среди которых были и англичане, и новых, приехавших сравнительно недавно из России…
Действительно, можно согласиться, что русские эмигранты первой волны, были из богатых интеллигентных семей и своё привилегированное положение в русском тогдашнем обществе и в церкви, объясняли вековыми установлениями и традициями, которые разрушила русская Революция. И сегодня, когда в Британии существует большая община русских и русскоговорящих верующих, эти потомки аристократических семей, семей крупной буржуазии и диссидентов, вдруг решили, что они ближе к Иисусу Христу, чем все остальные, которые недостойны находиться в одном храме с «избранными».
Но они привычно забывают слова Иисуса Христа: «Блаженны нищие духом, и кроткие которые наследуют царствие небесное». И ещё Иисус Христос говорил: «Не для праведников я явился в мир, но для грешников, ибо врач нужен больным, а не здоровым».
И сегодня надо откровенно сказать, что среди людей, считающих себя «избранными», есть стремление веровать как-то иначе, чем простые прихожане и создавать «своих» святых, чтобы поклоняться им, а не господу нашему, Иисусу Христу. Иногда создаётся впечатление, что эти «элитные» верующие гнушаются обществом и даже присутствием с ними в одном храме простых, «верующих граждан». Странная форма снобизма, в православной Церкви, не правда ли?
Видимо некоторые англичане, члены приходов Сурожской епархии, не совсем понимая особенности русской ситуации, решили поддержать очередных «бунтарей», и тем самым невольно впали в ошибку.
Более того, и Владыка Василий, который был ревностным сторонником и последователем Владыки Антония, поддался на уговоры своей «мятежной» паствы и стал во главе раскола…
И вот сегодня, упорствуя в заблуждении, группа раскольников, клянясь светлой памятью владыки, пытается использовать его имя в своих корыстных . материально – идеологических интересах…
И может быть, можно было бы простить им их тщеславие, если эти люди действительно почитали бы память Владыки.
Но вот только один пример. После похорон владыки на кладбище в Бромптоне, тогдашние руководители Сурожской епархии, обещали, что через год вместо деревянного, недолговечного креста, они поставят каменное надгробье на вечную память Учителя - Митрополита Антония Сурожского…
И что же? Прошло более четырёх лет с тех печальных дней, но никто из «раскольников» не спешит исполнять свои обещания, занятые неблаговидной юридической тяжбой, за отнятие у тысяч православных русских и русскоговорящих их храма. А их, этих простых людей, именно тысячи и тысячи. И это видно по тому количеству верующих которые приходят на воскресные службы и особенно на службы в престольные праздники… Многие нынешние руководители епархии и прихожане, видя плачевное состояние могилы Владыки Антония, готовы сами участвовать в создании и установке надгробия и даже памятника…
Однако, раскольники, используя какие-то казуистические юридические причины и сами не делают и не дают это сделать членам прихода Храма Успения Божией Матери и Всех Святых… Невольно вспоминаются обличающие фарисеев, слова Христа: «Имея ключи от царствия и сами не входят и другим не позволяют…»
Второй пример. При попытке сделать фильм о праздновании пятидесятилетия Сурожской епархии и Храма Успения Божьей Матери и Всех Святых, который открывал и которым руководил Владыка Антоний, создатели фильма, запросили разрешения у режиссёра фильма о жизни Владыки, использовать фрагменты из него в новой работе и получили отказ…
Этот фильм о Владыке продаётся и в Храме довольно дорого, но на вопрос, почему бы его не показать всем верующим в России по телевидению, говорят, что там за него дадут малую цену. Но разве можно деньгами или какими–то другими выгодами мерить память о таком замечательном пастыре, как Владыка Антоний! Разве, когда мы хороним своих родных и близких: отца, мать, жену или мужа, сыновей или дочерей, мы высчитываем выгоды о увековечивании их памяти? И разве не фарисейство такой подход к памяти нашего общего духовного отца, Владыки Антония…
Сурожская епархия, постепенно залечивает душевные раны, последствий раскола и неожиданного ухода части прихода вслед за Владыкой Василием под Константинопольский Патриархат. И сожалея об этом, невольно начинаешь сострадать тем жертвам раскола, которые не по своей воле, а следуя за вождями раскола, оказались вдалеке от родного прихода. Вызывает сочувствие и фигура самого Владыки Василия, который, на наш взгляд, стал жертвой интриг фарисеев–образованцев, которые в силу своего характера и воспитания постоянно политиканствуют или интригуют, забывая, что Церковь всегда была далека от политики и тем более от идеологии правящих «элит», старалась «заботиться о Божьем, а не о человеческом», помогая сирым и убогим…
И нам всем очень бы хотелось, чтобы ушедшие вернулись и тем самым восстановили здесь в Англии единство православных христиан в Храме, восстановили мир и любовь, к чему призывал своих учеников и последователей сам Иисус Христос…
И ещё хотелось бы попросить ушедших в раскол, не держать в душе обиды на тех кто остался верен Русской православной церкви и Московскому Патриархату, а дать возможность вине, пусть в большинстве случае и невольной, подвигнуть нас всех к покаянной молитве, и тем самым залечить душевные раны, нанесённые разъединением и друзей и знакомых, оказавшихся по разные стороны. А мы в свою очередь, помня заветы незабвенного Митрополита Антония, который так много делал при жизни для объединения русских православных христиан и поднятия авторитета Русской Православной Церкви Московского Патриархата и в бывшем СССР и за границей, который делает это и сейчас, через свои труды и проповеди, вместе стали бы изучать его наследие и стараться быть лучшими христианами, чем мы есть сейчас.
Обиды, к сожалению, только закрывают путь к взаимной любви и уважению и толкают на неправедные поступки, за которые рано или поздно будет стыдно!
И от лица всех прихожан Сурожской епархии Московского Патриархата, мы призываем объединиться в деле увековечивания памяти Митрополита Антония, объявить конкурс в России и в Великобритании на создание проекта надгробного памятника Митрополиту Антонию Сурожскому на Бромтонском кладбище Лондона…

Лондон. 05. 09. 2007 года.

Ссылки на сайты:

http://russianalbion.narod.ru/linksSurosh.html

http://suroz2006.narod.ru/indexSurozObzaja.html



Hosted by uCoz